Начало
Мацуо Басё
Классика
Гербарий
Русские напевы
Собрания сочинений
Хайку из-за бугра
Гнездо сороки
Измышления

Ветка бамбука

Разное
Друзья-соседи
Ссылки
Гостевая книга

Измышления

Декабрь 1999 года

12.12.99.  Под воздействием победоносной чеченской войны (пару недель назад ее называли антитеррористической операцией, а последнее время контртеррористической, к чему бы это?), безудержной предвыборной пропаганды и неменее безудержной радости в честь объединения с Белоруссией всплыла одна забавная мысль абсолютно не оригинальная, но...
Вопрос: Почему в царской России практически не было национальных восстаний? Все, что лично я могу вспомнить из школьного курса истории, так это Степана Разина, Емельяна Пугачева, да еще Болотникова. Все, как сейчас говорят, лица русской национальности. Была конечно Кавказская война, но это из другой оперы. Да, еще что-то такое было в Польше в 18... каком-то году, но лично я бы это списал на гонор шляхты и в целом взбалмошный польский характер. Кавказскую войну (которую вел Ермолов), руководствуясь гумилевским трактованием, можно было бы списать на  пассионарность молодой чеченской нации. Кстати, а в Польше как с этим веществом в то время было?
Так вот, сепаратистских бунтов и мятежей в те сложные времена вроде как и не было (Можно еще вспомнить бесконечные армяно-азербайджанские разборки, но это межнациональное. Ну не любят они друг друга.). И возникает вопрос - А что такого выдающегося могла царская администрация и не может президентская? СССР развалили, национальные республики смотрят как бы откусить побольше, да свалить, того и гляди сама исконная, можно сказать, кондовая Россия начнет делиться на всяческие Уральские, Поволжские, Сибирские и прочие республики или диктатуры. Прервалась цепь времен?...
По этому же поводу вспомнилось татаро-монгольское иго. Конечно, завоевание проходило огнем и мечом, а куда без этого деться, мы ведь, русские, очень свободолюбивы. В этом смысле, с игом все ясно, непонятно другое, - почему за 300 лет этого самого ига не сохранилось воспоминаний о каких-либо серьезных попытках от этого самого ненавистного гнета избавиться. И, если логически рассуждать, то дело не в жесточайших присечениях всяческих попыток рыпнуться супротив хана, а в том, что татаро-монголам было, видимо наплевать на внутренние русские проблемы, главным был сбор дани и наблюдение за формальной лояльностью. Такое своеобразное налоговое управление с контрразведкой. И всех это устраивало, пока в самой Орде не началось деление на "красных и белых", в основном по религиозному признаку. Тогда начал проявляться сепаратизм на местах, в первую очередь в Москве, которая росла, богатела и делится не хотела. И именно из-за развала внутри Орды хан Мамай не собрал достаточное войско, дабы проучить русичей на Куликовом поле. Империя одряхлела, каждый тянул на себя и вот результат. Но после битвы еще и Москву палили и в страхе держали еще сто лет. Собрались с силами...
Но это все балталогия, а вот сами вышеозначенные вопросы наводят на более глубокие размышления.

Добро наказуемо. Не ждите благодарности за добро, сделанное другим. Не стоит. Люди, как правило, стараются либо отплатить за содеянное для них сразу же, либо поскорее вычеркнуть из памяти, чтобы потом не возникало угрызений совести.
Почти любой человек в отдельности, при душевном разговоре с глазу на глаз, где-нибудь в бане "под пиво" или на кухне "под коньячок" - личность достаточно обаятельная, с большими душевными "плюсами". Но стоит оказаться человеку "при исполнении служебных обязанностей" или, не дай бог, в толпе - и не о чем с ним говорить. Если только нет ему дела до своих обязанностей или до толпы, в которой он оказался совершенно случайно.