Комментарии,
обсуждения к строфам ренга
<<
5 строфа
задумавшись
чуть не отстирала от рубашки
тень дерева
Граф. -
Усложнено, я бы сказал. Слишком длинная вторая строка.
Хотя, как продолжение после "пузырей" - неплохо.
гляди,
даже радуга
обогнула землю, а ты
мне улыбнешься?..
Граф.
- Прямая параллель с теми же "цветными пузырями",
да и лично мне не нравиться вопросительно-утверждающие
хайку. Что-то в них искусственное, отдающее неумелым
переводом.
падая,
плавит вода
в первичное бесформие
игрушечные города...
Граф.
- Ощущение, что хайку писали ШМ с barome :-), да еще и
Петрович подсказывал. Идея кажется завернутой и слово
"бесформие" это лишь подчеркивает. Если что-то
более легкое сделать со второй строкой - то да, может
получится очень симпатичная весч.
снова
дожди...
беру для чая самую
оранжевую чашку
Граф. - Приятно,
ощущаемо, визуально. НО. Следующая лучше :-)
в
центре песочницы
зонт
огромный прозрачный
Граф. - Очень яркий
образ и очень хорошо, что нет запятых в третьей строке.
<<
6 строфа
6а. Брызнули капли
мимолетной улыбки
Тайша. - Мне
очень нравится проход 5-6а-7а, причем и связка строф, и
смещение!
6а хороша своим неожиданным поворотом от зонта - "брызнули
капли" - если дождь, то солнечный (грибной), и
параллель с детьми - они тоже имеют привычку "брызгать"
в стороны, если что. :) А в приложении к улыбке (кривая
купола зонта-улыбка!), причем мимолетной (опять же -
краткий грибной дождь) брызги - ! Еще и песчинки
оранжевые, когда еще сухие, славно умеют летать... По
динамике - контраст со статичностью зонта...
Типа
связи с предыдущей строфой: есть соединение с помощью
слов; различные виды словесных сопряжений: намёк,
аллюзия, ассоциация. Вполне склеивается и посредством
содержания.
В
общем - класс! Хотя в отдельности, вне ренги, строфа, на
вскидку, кажется чуток прямолинейной в своем
сравнении...
<<
7 строфа
7а.
Стриж из гнезда
с форсажем
в погоне за мошкой
Тайша. -
Замечательно схож аромат этой строфы с предыдущей -
единое чувство! “Соединение строф по аромату”, тип
отражение, уцури: более общие признаки объектов или
событий отражаются друг в друге. Нет, тут скорее
набегание, хасири: качества объекта или события
непосредственно переносятся на другие предметы
изображения.:)
И обе строфы только выигрывают в многосмыслии, стоя
рядом (как и должно быть в приличной ренга :)) - и по
динамике, движению, и по разности конечного результата
при схожести процесса ловли - мошек и брызг улыбки! И
чудесная связка природного и человеческого - хорошая
танка выходит...
В общем, я чуть было не взяла эти строфы. :)
А не
взяла по нескольким причинам:
- уже пять строф только пейзаж, пора появиться человеку,
а в такой связке его все же маловато;
- 6б все же неординарней, интересней, подковыристей, и в
ее "мимолетность" больше влезает :);
- связка 6б-7в не так явна и блестяща, как в 5-6а-7а, но этим-то
и интересна - хочется повертеть так и сяк, подумать. И
человеческого больше...
7б. Старая липа
тепло прикосновенья
шепот листьев
Тайша. -
Очень теплая строфа, уютная, напомнила то ли olala, то ли
ТГ :), но два других варианта забрали себе предыдущие
строфы), и эта оказалась как бы не у дел. Аромат этой
строфы совсем иной, ностальгически-светлый, это чуть
подальше у нас в ренге будет, я чую, а пока что -
разворачивается батальная динамика :)
6б.
Мелькает твое отраженье
в глазах манекенов
Тайша. -
Связь с 5 не событийная, не по прямому аромату, скорее,
тут эхо, хибики: некая часть предыдущего изображаемого
находит выражение посредством других объектов или
событий. Пустота пространства песочницы 5 строфы -
манекены этой, причем еще неизвестно, люди так
обозваны или и вправду манекены в витрине, и это
придает еще смыслы... Прозрачность из 5 - отражение тут,
ведь всякая прозрачность рано или поздно
метаморфирует в отражательную поверхность...
Интересная связка, ничего не скажешь!.. А уж когда
начинаешь думать внутри самой строфы... почему кто-то
смотрит не на нее впрямую, а через глаза других?.. Даже
если это случайно пойманный миг совпадения - подошла,
отразилась, я повернулся - все равно, протягивается
мостик в никуда...
7в.
Легкий ветер
играет прической
Мост через реку
Тайша. - А
тут имеет место разряжение напряжения предыдущей
строфы - в легкость, сиюминутную беззаботность бытия...
Связь по сюжету и герою предыдущей строфы. Отраженье,
стекло, витрина - и река, солнце на ее поверхности...
Мельк, мельк... Ветерок - шорх, шорх... А может быть, оба
стоят, а мимо люди, и в их-то глазах он ее и видит...
Вот эту связку я и продолжила бы.
Рабочее
предложение
А
теперь, Граф, у меня есть рабочее предложение - пока
Алекс выбирает из этих моих строф одну, а Вы еще не
знаете, какую он возьмет, скажите (хотя бы очень кратко),
а какую мою строфу Вы видите желаемым продолжением (пришлите
только мне, потом сверим с выбором Алекса, а?)? Я хочу
дальше попробовать делать комментарии в обоих
направлениях, чтобы потом, в конце, поглядеть движение
их сопряженности, динамику унисона нас как авторов
одной тройки, или не унисона :) В общем, предлагаю
принцип "шаг вперед - шаг назад": каждый автор
комментирует прямой выбор из вариантов предыдущего
автора и возможный выбор строф последующего автора. А
потом сравним.
<<
8 строфа
на
отмели стерта до дна
лунная дорожка...
Граф.
- Индивидуально очень нравится, но как продолжение - слишком резкий
переход в ночь. Являясь как бы прямым продолжением 7 строфы, слишком
явно ломает временной ритм.
Алекс.
- По содержанию и возможностям продолжения - самый богатый вариант.
крем-брюле
на палочке
высокие облака...
Граф.
- Вот это я бы, пожалуй, и сделал продолжением. Есть легкость в восприятии + продолжается движение в картинке +
пейзажно-человеческое.
Алекс.
- Симпатичный образ, перекликающийся с 5 строфой
в
сумерках незаметно
поближе подполз горозонт
Граф. - Тоже
достойно продолжить ренгу. Человеческое движение
горизонта - это интересный ход. (Возможно именно эта
хайку понравится Алексу - немного напоминает его стиль).
Алекс.
- Интересная строфа, в которой таится ощущение
опасности. Но горизонту как-то несолидно подползать.
Лучше сказать - <надвинулся горизонт>, так мы
избавимся и от трех <по> в строке.
дежавю
скрипнули весла
у камышовой рощи
Граф. -
Смущает первая строка, явно лучше разбить на три строчки, а то сижу и
ломаю голову: "Может дежавю скрипеть веслами или нет?"
:-)
Алекс.
- Какое-то событие в юности напоминает мне эта строфа,
сейчас не вспомню, но потом - обязательно!
ни
черного ни белого
не хочет божья коровка
Граф. - Не
совсем вразумительно. Т.е. можно представить картинку,
как божья коровка кружится над чем-то черно-белым и не садится,
но, не трогает.
Алекс.
- Трудно понять, чего хочет божья коровка :-))). (<Кто
остановится : чтобы простым человеческим словом
перемолвиться с дворником?>) Хорошо бы об этом не
спеша подумать.
Реплика
Алекса по выбору строф уже после ренги: - Ты писала
как-то о наших с Графом Мур разных вкусах. И
действительно, они разные. Может, после этой нашей
ренги мы стали лучше друг друга понимать. Вот один
эпизод: из твоих вариантов к строфе
7.
Легкий ветер
играет прической
Мост через реку
я
выбрал:
На
отмели стерта до дна
Лунная дорожка
Граф
предположил, что я выберу:
В
сумерках незаметно
Поближе подполз горизонт
А
сам бы он выбрал, кажется:
Крем-брюле
на палочке -
Высокие облака
Я
всегда стремился ввести в трех- и двухстишие
конкретный объект и вокруг него строить сюжет. И
потому лунная дорожка мне была симпатичнее - ясный
лунный след на глади реки, и с этой дорожки можно
свернуть в любом направлении. И у тебя интересный
поворот - <стерта до дна>. Это как бы и визуально, и
иносказательно - что нового можно сказать о лунной
дорожке? :-))
А
вот в строфе про горизонт, которую, Граф ожидал, я
возьму, ничего твердого и конкретного нет. Горизонт -
довольно расплывчатая линия, тем более в сумерках.
Сами сумерки - тоже вещь неясная. Оставшиеся три слова
нагнетают таинственность, неясность вечерних часов.
Может, это и неплохо после моста над рекой, но... как-то
немного не мое, строфа расплывается, ее ничто не держит.
А
строфа про облака-крем-брюле - я давний любитель
метафоры в хайку, но в последнее время видоизменил
свое мнение в том смысле, что метафору желательно
использовать в русском хайку, но не в явном виде, а как
бы полунамеком, затушевано, это было бы более по-японски.
А связка облака - крем-брюле - слишком явно выражена в
строфе.
<<
9 строфа
Бойко
стучат
Ложки в котелке ухи.
Рыбачий костер.
Граф.
- Неплохо, но слишком явный уход от темы ренги. Оно
конечно, возможен и такой вариант, но у нас все более
городская ренга, т.ч. уха здесь -
если только у люмпен-пролетариата или бомжей :-)) Правда,
у Алекса речка поприличнее наших будет, может быть там под
городскими мостами и рыбу ловят и сразу уху варят :-)))
Тайша.
- Ммм, это как-то простовато... Хотя контраст - из
задумчивости в вкусно пахнущую обыденность - почему бы
и нет?.. Событийно склеивается, и по ассоциации - отмель
- дно котелка. Но все же - повторы: уха-рыбачий... И
следующие варианты интереснее.
Желтые
листья
На скамье перед домом
Шушукаются
Граф. -
Блеск, что тут скажешь. Явный намек на бабушек-старушек,
осень жизни и это "Шушукаются" - класс!
Тайша.
- Ну вот как-то не хочется еще сразу в желтые листья!..
Хотя само по себе хайку хорошее - есть катакотомба
второй строки, которая может читаться и с первой, и с
третьей: и листья шу-шу, и старухи шу-шу. И параллель
необычная - протерли языками разговор до дна :), и то,
что на скамье, а не под или около - тоже интересно,
значит, вместо старушек пока что листья - потому как -
ночь, луна :) люди спят... а узкая скамейка - лунная
дорожка... тож хорошо, то ли взлетная полоса, то ли еще
что... В общем, второй для меня вариант - этот. А первый...
В
звездной пыли,
В брызгах цикад под утро
Исчезнешь и ты
Граф.
- Имхо, как-то через чур романтично-мелодраматично.
Тайша.
- Типа - снится сон, но я знаю, что это сон и он пройдет,
но пока сон - ... :) Просто очень красиво. И развивается
тема наша главная, и загадочно - что же еще исчезнет,
кроме "ее", если "и ты"? По аромату подходит к
моей лунной дорожке, по соподобиям - лунные блики -
звездная пыль - брызги цикад... И дно речное переносится
на дно сна, где пока еще плещется сон... но уже мельчеет
глубина... начинается пробуждение.... прелесть!.. И
хорошая ренгу-танка выходит - удачно склеивается
человеческое и природное... И масштабы совмещены как! -
и небо, и земля, а люди - посередине.
Старая
пристань
Болтаются у шеста
Скорлупки шлюпок.
Граф.
- Хорошо, крепко, но что-то меня "скорлупки шлюпок"
наводят на
размышления - где же еще я это словосочетание читал
раньше? Хемингуэй?
Тайша.
- Я думаю, Граф возьмет это (но
он это не взял :) - прим. Тайши).
Очень хорошая хайку, добротная, крепкая, хотя и о
подвижном говорит. Луна в японской поэзии - символ
вечного, неизменного?.. А тут замечательно
противопоставлено - преходящее, привязанное... Блики на
узкой дорожке - скорлупки тоже на отмели и у берега... А
еще - что-то с движением планет вокруг солнца у меня
проассоциировалось... По аромату склейка хорошая (но по
другому его компоненту, чем со сном и цикадами), по
месту действия, по ассоциациям... Третье место - и
только потому, что с реки пора уходить, а то уже третью
строфу никак не оторвемся :).
Тянет
за собой
Звездное покрывало
Уходящий буксир.
Граф.
- Красиво, в типично алексовском стиле. Изумительное
сочетание русских
поэтических традиций и японистых хайку.
Тайша.
- О-оч красиво! Просто безумно! Но опять же не сюда -
так близко место действия лучше не давать - опять река,
опять отражения, блики... хотя многосмысленность этой
хайку... - "тянет одеяло на себя" :), если тянет
покрывало, то что же оголяется, когда буксир уже прошел?
<<
10 строфа
Обновляются
старые "классики"
в школьном дворе
Тайша. -
Несмотря на то, что из первой строки виден возможный
хвостик третьей строки :), все же взяла это. И
ассоциаций-многозначий, а значит, и желания развить,
больше всего вызвало именно это двухстишие: тут тебе и
"Игра в классики" Кортасара, и яркие воспоминания
детства, и со-уподобление этой игры с очень многим в
жизни взрослой - начиная от еженедельника... Даже одним
из тупичков, просто по омонимии звучания, - ход в
сторону к литературным "классикам", пустяк, а
приятно :)
Связка - по времени года; по созвучью: шушуканье
листьев и шорх-шорх биточки по асфальту; по контрасту
"действующих лиц": сухие листья-старушки и "мОлодежь
и пОдростки" :) в школьном дворе...
И опять же - отчего-то милый в этой ренге моему сердцу
человеческий компонент :), с которым еще не хотелось
расставаться в этой строфе.
Алекс.
- Тут все хорошо - время года, человек, двойное дно в
слове <классики>, а все вместе передает атмосферу
школы именно начала учебного года. Думаю, Тайша
выберет именно эту строфу.
Вот
и еще одна паутинка
над головой пролетела...
Тайша.
- Слишком, мне показалось, в унисон с настроением
листьев на скамье. Бабье лето, да, но не хватает какой-то
острой штриховины для всплеска восприятия...
Алекс.
- Продолжает элегическое настроение предыдущих строф
и вполне могла бы служить продолжением. Правда,
паутинки - это скорее для начала осени, когда листья не
настолько высушены, чтобы шуршать (строфа 9). А может, и
нет.
Со-сре-до-то-чен-но-е
лицо первоклашки
Тайша. - Это
тоже вполне могло бы стать продолжением ренги -
хорошая звуко-графическая раскладка выражения лица,
контраст к вальяжному разбеганию листьев из
предыдущей строфы, даже есть событийно-психологический
подтекстовая связка: по закону образования доминанты
в человеческом мозгу внимание с определенного момента
сосредоточения на чем-то очень важном-нужном начинает
становиться тем глубже, чем больше ему мешают внешние
обстоятельства - обратная зависимость, так сказать.
Так и засыпать под шум бывает лучше, чем в тишине, и
писать стихи под музыку или журчанье воды...
Но классики - интереснее оказались мне именно для
продолжения...
Алекс.
- Крупный план после ряда пейзажных зарисовок неплох...
Из
текущего обсуждения
Алекс.
- Началась ренга, на мой взгляд, несколько медлительно
для 12-строфной
Граф. - Что есть, то есть, но спишем на
производство - нужно было сразу замысливать более
длинный процесс. 12 строф на троих - это только поймать
ощущение, а уже все, конец.
Тайша. - Согласна с обоими. Но ничего страшного.
Алекс был слишком разогретый после 12 строфья с
девушками (см. в
этом же разделе ренга "2 с половиной"),
я была приторможена привычным 36-строфьем, а Граф
просто соскучился по почтовой ренга и ему тоже
хотелось посмаковать "ликер начала" :)
Алекс.
- Содержание строф 3 и 5 при кропотливой работе вполне
уместится в симпатичные двухстишия :-))
Граф. - По 3-ей ничего не скажу, а вот по пятой -
поспорю. Имхо, трехстрочный вариант чрезвычайно
выгоден для восприятия, в том числе и визуального,
именно поэтому в третьей строке и запятой нет. Если
свести все в две строки, то получаем среднюю хайку-зарисовку
и ничего более.
Тайша. - Именно! Пустое место на картине - аналог
паузы в хайку. Вот было очень важно сначала дать центр
песочницы, потом - зонт, а потом импульс на расширение
того самого круга внимания от малого к Большому - "огромный
прозрачный", мостик смысла движется, но еще не
касается параллели с чистым омытым небом над городом...
А 3 строфу, конечно, без ущерба для смысла и восприятия
можно давать как двухстишие... но банка, как связующий
элементдвух строк, тоже имеет право на отдельное
мягкое место в хайку - все же после "капля за каплей"
как-то уютно встает пауза...
Алекс.
- Манекены - как правило куклы для демонстрации одежды,
стеклянных глаз у них по умолчанию нет
Граф. - С одной стороны - это маленькая
художественная ложь, с другой стороны, как совершенно
справедливо отметила Тайша - под манекенами могут
подразумеваться другие люди и, тогда, это уже совсем
другая история...
Тайша. - Да! Мне, кстати, даже и в голову не
пришло, что глаз у манекенов нет - раз похожи на людей,
значит, и глаза есть (давно я не была там, где есть
манекены). Кроме того, если манекены находятся ЗА
стеклянной витриной, то глаза очень даже могут "сверкнуть".
А почему глаза, а не весь манекен? Потому что привычно
мы смотрим даже манекену сначала в лицо...
Алекс.
- А почему бы не затронуть и зиму?
Граф. - Почему бы и нет. Да и осень уже на дворе :-)
Тайша. - Да, через одну-две строфы быть уже зиме,
потом - опять весне, и закончить можно в 18 строфе летом.
Граф.
- Возникла интересная мысль - перед началом почтовой
ренги нужно делать "пролог" строфы на четыре-шесть,
для разминки и настройки "общей
волны", а уже потом - плавный выход на саму ренгу.
Тайша. - Собственно говоря, в касэн так и делают,
первые 6 строф являются завязкой. Просто об этом надо
упомнить в следующий раз. :)
<<
11 строфа
перекисью
дождя и пыли - трещины
летних дорог...
Граф.
- Как бы возврат обратно в лето получается? А в
отдельности - очень даже
хорошо.
Алекс.
- Немного усложненно, по моему.
Тайша.
- Да, это в стиле ШМ-Боруко, модерново так, балуюсь порой.
:) хотя, когда летнюю пыль сметает пенящийся осенний
дождь, заливается в треснувшие от жары расколы земли и
асфальта... Все бурлит, кипит, заливает... А после этого
должно наступить осеннее отрезвление и ясность.
теплынь...
все легче
сквозь отощавшие кроны
проходит солнце...
Граф.
- Красиво. Почему-то прошлогодний осенний конкурс
вспомнился. Очень
прозрачно получилось.
Алекс.
- Хорошая пейзажная зарисовка и настроение грустное
есть - теплеет только оттого, что меньше листвы.
Тайша.
- Чистое бабе лето! Есть решенный парадокс внутри.
из
той же булочной
песочное печенье
крошится крошится
Граф. - Не,
не вдохновляет. Вопросов больше, чем удовольствия от
прочтения...
Алекс.
- Ну очень-очень мне нравится эта строфа (наверное, ее и
выберу), грустное настроение в ней, и я думаю: а почему
мне так грустно?
Тайша.
- И мне тоже. Нравится. А грустно, потому что "песочное"
- аукается с часами песочными, убегающим временем...
прошедшим детством... а раньше оно и покрошиться не
успевало - съедали ведь в один присест, а тут смакуешь,
вспоминаешь... а что пытаешься ухватить, памятью,
чувством, руками - то всегда убегает... "Только яви,
излишне хранимые, бог событий у нас отнимает" - это я
лет в 13-14 написала...
чем
ближе к земле
тем больше стало решеток
на окнах многоэтажек
Граф. - Ну
да, есть такое дело. Подмечено точно, но не более того.
Как бы
перекличка с "классиками", но уж больно
страшненькая.
Алекс.
- есть перекличка с десятой строфой. Пожалуй, слово "стало"
- лишнее, его можно убрать, и строфа сразу подтянется.
ухоженный
городок -
кажется, подстрижены
даже фонари
Граф. -
Симпатично, хорошая идея. Немного хромает вторая
строка - проходная,
но не самостоятельная.
Алекс.
- А почему "кажется"? Можно так: /ухоженный городок
/ гладко подстрижены / фонари и газоны/
Тайша.
- Можно вторую строку делать укороченной - это в новом
стиле тоже, когда, если что и так ясно, то только для
количества слогов добавлять ничего не надо. А видела я
такие города, когда еще много путешествовала - я пол
России когда-то объехала на гоночном велике, лет в 16-18...
И Крым тоже.
тополиный
пух
косит по дорогам
машина-поливалка
Граф. -
Хорошо, но опять же, это что за мутанты-тополя - в
сентябре пушиться?
Алекс.
- Эта строфа, пожалуй, больше о начале лета. Или где-то
тополиный пух и
осенью летает? :-))
<<
12 строфа
Алекс. -
Теперь по поводу 12 строфы. Будучи на выходные в
информационном вакууме, я не знал, писать мне
заключительную строфу или продолжение все-таки будет.
Поэтому пришлось писать строфу как бы заключительную,
но которую можно при желании и продолжить. А поскольку
такие строфы мне писать очень трудно, то получилась
только одна:
В
твоих глазах осталась
зелень прошедшего лета
Как
завершение, на мой взгляд это хорошо, так как почки, с
которых
началась ренга, заполнив зеленой волной весну, лето и
отчасти осень, не ушли в небытие, а остались в глазах
любимой. А если ее продолжать, то возникнет
естественно, новогодняя тема.
Но
к этой строфе больше подходит строфа про кроны,
которая очень даже
хорошая.
Граф.
- Действительно, хорошо на все случаи жизни и очень
хорошо написано.
Но мы попытаемся продолжить :-)))
<<
13 строфа
Первый
снег
за витриной
печалятся розы
Тайша. - Не
понимается с полутыка, отчего они печалятся - ведь все
равно за витриной... Потом на слова "грусть" и "печаль"
вроде как табу имеется - енти самые чувства не упоминая,
выразить, вызвать у читателя...
Алекс.
- Красивый зимний пейзаж с настроением.
В
первый снег
выпадаю
в это раннее утро
Тайша. -
Замечательное совпадение первого снега, раннего утра
и прямо-таки вывалившегося из чрева темного подъезда
или дома человека. Класс! Выпавший снег - выпавший
человек - непередаваемое очарование игры смыслов. И
отчего-то именно этот первый снег лучше всего
контрастится с зеленью предыдущих глаз :) Его и взяла.
Алекс.
- Хорошо показана взаимосвязь человеческого и
пейзажного - слияние с природой лирического героя, растворение его <я> в
чуде первого снега. Интересно, что хотя на пейзаж
отведено 2 строки, а на человека - 1, да и то наполовину
усеченная, но несмотря на это (а точнее, именно
благодаря этому!) - человек, растворившись в пейзаже, тем не менее главный
в этой строфе. Слово <выпадаю> является сильным настолько, что
цементирует две вроде бы обычные фразы про первый снег
и раннее утро, довлеет над ними, придавая им особый
смысл и назначение. Логичный и правильный выбор Тайши.
Гулко
встретила трость
холодный асфальт
Тайша. - Уж
больно печальная картинка, хотя вот тут именно и
создается настроение, не представляясь при этом всуе -
трость слепого или калеки (временного или
навсегдашнего)... скорее всего, слепого - связка с
глазами из 12 строфы. Не асфальт встретил, а трость его...
холод... бр-р-р, бегом в следующую строфу :)
Алекс.
- Отправная точка - удар трости - разворачивает картину
зимнего утра. Очень интересно!
Что,
брат Пушкин,
не до стихов
в эту холодную ночь :-)))
Тайша. -
Да уж :)
Алекс. -
Когда бы это брату Пушкину было не до стихов?!. :-))))
<<
14 строфа
запах
ручного неба
прижал к груди голубятник
Граф. -
Спорно в качестве продолжения - все же зима наступает...
Алекс.
- Прекрасное двустишие - образ голубя, вероятно, серого,
как частицы такого же серого зимнего неба, но в отличие
от него - теплого.
на
черных клавишах мажор
проверяет настройщик рояля
Граф. -
Симпатично, после белого снега - черные клавиши, да и
как-то переводится дыхание, после 12 - 13 строф.
Алекс.
- Несмотря на отсутствие намека на время года, читается
как черно-белая зимняя строфа
заперла
ночь на щеколду
полоса пробежавшего солнца
Граф. -
Красиво, но, возможно Алекс сочтет, что две строфы на
одну тему - это слишком роскошно, хотя мне нравится.
Алекс.
- Немного усложненно, трудно представить это воочию,
разве что это светлая полоска на горизонте. По времени
эта строфа должна идти перед 13, утренней.
голубятня
- от свиста по небу
все шире птичьи круги
Граф. -
Больше похоже на трехстишие, да и опять же: зима - голуби?
Алекс.
- Хорошая ностальгическая строфа - жаль, что голубятен
с каждым годом все меньше, по крайней мере у нас :-))
поля
фетровой шляпы
забились мокрым ветром
Граф. -
Качественно, но снижает тонус ренги - после чистого
первого снега - мокрый ветер... Бр-рр-р-р...
Алекс.
- Мне нравится больше всего - настолько богатая строфа,
что в воображении можно нарисовать какой угодно
городской пейзаж.
на
ходу поделился малыш
без-одно-зубой радостью
Граф. - Вот
это тоже замечательно выглядит. Я бы ей и продолжил!
Алекс.
- Вероятно, с золотозубым дедушкой :-))
Все-таки вариант ручного неба интереснее, его и можно выбрать!
После выбора 14 строфы:
Граф.
- Вот. Наши с Алексом комментарии к 14 строфе в очередной
раз показали, что собственный стиль - это одно, а
собственный вкус - это совсем другое :-)))))
Тайша.
- Да уж :) Но тем и интересней. Могу сказать, что,
например, на Ваш стиль я успела за эту короткую ренга
хоть чуток, но настроиться, но это - в написании, а вот в
выборах - почти все время разнорядица выходит - мы с
Алексом редко когда угадывали, что же выберете Вы :)
Граф.
- Можно подумать, я угадываю, что вам придется по душе.
Ведь всегда есть хотя бы пара вариантов.
<<
15 строфа
Зимний
автобус.
В оттаявшем пятачке
Носик ребенка.
Граф.
- Картинка вышла очень даже симпатичная, но явное
пересечение "пятачок-носик" считаю для Алекса не совсем
проработанное.
Тайша.
- Да, с пятачками-носами путаничка выходит, и
непроявлен образ.
Февральский
полдень
На корочку льда стряхнул
Капли с сосулек.
Граф.
- Если по ренге судить, то вроде бы рано февралю быть -
строфу тому назад только снег выпал.
Если же по самой хайку - то очень красиво. Даже,
наверное, это лучший
стих из представленных.
Тайша.
- В общем-то и вправду быстровато февраль-то. Можно было
оттепель присвоить и другому месяцу, пораньше - первый
снег часто стаивает... Есть даже такая примета - Если
первый осенний снег упал на мокрую землю - останется,
на сухую - скоро сойдет. Если снег падает на ущербе да
на мокрую землю - зима скоро ляжет. А через 40 дней после
первого снега - наступит зима...
Но с другой стороны, у нас всего 18 строф, приходится
торопиться, чтобы успеть в конце к весне :) А так -
весьма красивое вышло стишие... Можно им и закончить -
тогда весна выйдет :)
Мартовский
полдень
На корочку льда стряхнул
Капли с сосулек.
Тайша.
- Очень даже игриво выходит :)
Вновь
запуржило.
Завтра начну свою жизнь
С чистой страницы.
Граф.
- Возврат к 13 строфе. Там выпадение в первый чистый снег,
здесь - почти тоже самое по смыслу. Да и как-то слишком уж
прямолинейно и знакомо.
Хотя "запуржило" мне нравится.
Тайша.
- Прямолинейно как-то... И не ново.
Рта
не раскрыть!
Сыплется крошками льда
Короткий смешок.
Граф.
- Сразу даже и не соображу о чем здесь речь. Образ
вырисовывается расплывчато, но многослойность и возможность
домысливания мне нравится.
Тайша.
- Хотя почти вся батарея последних стиший Алекса
написана не в слишком-то заметной связке с предыдущим
двустишием, время-то года всегда скрепит :)
В общем, я согласна с выбором Графа, присоединяюсь,
значит. Автору тут явно не дают слова сказать, но каким-то
странным образом ледяные крошки смешка отнюдь не
кажутся холодными, наоборот, картинка веселая, теплая
и живая, хоть и ясно, что зимняя - дело явно происходит
где-то на улице. А если еще и солнце подсвечивает эти
ледяные крошки... ммм...
<<
16 строфа
"Черный
джаз"
и мороз за окном
Тайша. -
Сразу скажу, что лучше всего склеивается с ледяными
веселыми крошками "черный джаз" Графа. Просто
отменно! И само по себе, и в склейке. Лаконично,
контрастно, ощутимо... а сколько сразу вспоминается... Я
ведь, скажу вам по секрету, только недавно открыла для
себя джаз - Луи, Эллочку... (а раньше - только классика и
барды) Вот какой я допотопный экземпляр! :) Если
подскажете, чего еще из джаза стоит мне открыть для
себя - скажу опять спасибо :)
Граф.
- Честно сказать,
джаз такой многогранный. Я обожаю ранний, довоенный
джаз, но пока коллекция маловата. А из более позднего
очень люблю
слушать "прохладный джаз" в лице Dave Brubeck'a. Вообще,
в джазе
столько интересного. В принципе, наверное в любом его
направлении
можно подобрать что-то свое. Еще, если акустическая
гитара нравится,
то стоит послушать Joe Pass'a. Очень здорово звучит.
На
подоконнике
старый кактус и чашечка кофе
Тайша. - Это
было у меня вторым по возможности выбора. От окна,
конечно, Граф никак не отойдет :), но кактус старый,
наверное, уже много раз цветший... кофе на подоконнике...
Контрастит с предыдущим стишием по настроению. И еще
приходит в голову, что рядом с чашкой кофе не цветок, а
человек- кактус :)
Граф.
- Да, практически
получился триптих. Даже самого заинтересовало.
Наверное, стоит вынести в таком виде и
последовательности в Ветку Бамбука.
В
морозный рисунок окна
внесу твое имя
Тайша. -
Шепотом?.. Ведь вслух не будет пара... Интересное
двустишие - по додумыванию: замерзнет произнесенное
хоть и шепотом, но всуе имя... станет частью мира узоров,
потом незаметно оттает... Красиво... Но по драйву с "черным
джазом" - никто не сравнится с маркизой моей! :)
Граф.
- Ну, я то
предполагал что пальцем или ногтем, задумчиво
вглядываясь в узоры на окне. Но ваш вариант еще интереснее.
Вопросительный
взгляд
спаниеля с плаката
Тайша. - Мм...,
немного зависает само по себе... Хотя в склейке - задорно выходит :)
Граф.
- Именно как продолжение и предложено.
Из
кучи компактов
выбираю летний мотив
Тайша. - Чуток
повторно - вариаций подобного рода "их есть у нас"...
Граф. - Так
и есть.
<<
17
строфа
легко
прошла
сквозь игольное ушко
капля чернил
Алекс. -
Очень загадочно, так как непонятно, зачем ей это
понадобилось :-)). если только за неимением ручки
написать иголкой очередную строфу
талую
горечь
сочной рябининки
напополам!..
Алекс.
- Романтично, как замена яблока для двоих, но также и
неплохая закуска для компании. Эта строфа, наверное,
больше всего подходит к шестнадцатой - черный джаз
наводит на мысль о черном кофе на двоих - отсюда горечь
кофе и, может, разговора...
оттепель -
за ночь осунулись
стены домов
Алекс. - Что же им,
зимой лучше было? :-)
пунш горячий по кругу.
шипят, добираясь до снега
угли ночного костра
Алекс. - Прекрасная
строфа! Давненько я не бывал в таких компаниях…
намело... к утру
обернулась дорожная зебра
белой медведицей
Алекс. - Очень
интересный образ
дрогнули
провода -
вот-вот навалившейся за ночь
тряхнет сединой троллейбус!..
Алекс.
- Этот троллейбус, наверное, часто мимо дома Тайши
проезжает :-)) иногда встречается в ее строфах
перегружена
нотная линия стуком
твоих каблучков
тремоло
штор
ступенек-каблуков чечетка
ближе... громче... дверь!..
Алекс.
- Последние две строфы хорошо сочетаются с черным
джазом, но после них трудно подобрать строфу к концу
зимы.
Граф.
- В 17 строфе мне понравились три последних, а из них я бы
выбрал "нотную линию". А что выберет Алекс - загадка.
<<
18 строфа
Тайша. - Ну
вот, а теперь - мои идеи по поводу завершающего аккорда
ренги, честь сыграть который выпала тебе :)
верхушки
сугробов
опалил теплый ветер
Тайша. - Из
всех это, на мой взгляд, лучше всего завершает ренгу. Не
слишком резкий переход от зимы и в то же время на весну
уже намек имеется. Само по себе - яркое, хорошо
скроенное двухстишие. Имеет поворот - может неявно
развивать любовную тему предыдущей строфы, при этом
хорошо воспринимается и вне амурных перепитий - просто
как начало конца зимы... Я - за.
Граф. - Я соглашусь. Здесь и хороший переход от
предыдущего и завершение незаконченное, оптимистичное. То что надо.
звенит
серебряным смехом
оттаявший ручеек
Тайша. - На
мой взгляд, все три слова первой строки дублируют друг
друга и 15 строку :) А во второй строке - оттаявший ручеек
слишком унисонит талой рябининке - повторы-с...
Граф. -
Несколько стандартно, хотя и симпатично-читабельно.
все
смелей из-под шапок
пряди девичьих волос
Тайша. - Это
двустишие хорошо для изображения определенной стадии
какого-то зимнего события - гуляния. катания там и .т.п.
Но как обозначающее первые признаки весны... наверное,
нет. Внутри ренги могло бы пристроиться, но под конец...
знаете ведь, что я думаю о последней строфе любой ренга
:) Потом, как раз зимой пряди волос и любят лукаво-невзначай
выбиваться-пробиваться наружу, как травы, в противовес
зимней одежной зашоренности женского тела, им ведь,
волосам, не так холодно, как раскрасневшимся на
морозце девицам :).
Граф. - Хорошее, но не лучшее. Для завершения
ренги выглядит неубедительно, хочется продолжить.
какими
мягкими стали
капли смолы на сосне…
Тайша.
- Да что-то рановато - это только летом такое бывает...
Вот если бы каплю смолы держали долго на теплой руке...
Граф. - На
солнечной стороне такое, конечно же, может и быть, но
опять же, какая-то незавершенность наблюдается. Не
финальное двухстишие, хотя как бы хорошо смотрелось
где-нибудь в середине ренги.
на
голубой скатерти
миска янтарного меда
Тайша. -
Второе по возможности финишировать ренгу. Яркий, до
слюнок, образ, летом пахнет, даже весны никакой не надо,
особенноесли хлеб дадут. :) Интересно воспроизводит
рябинику оранжевую из предыдущей строфы. только
упавшую на снег или еще висящую на фоне неба :)
Хотя, "голубая скатерть"... как-то уж слишком
притягивает за уши небо, да и не так уж часто бывают
такие скатерти. Может, "на белой скатерти" было бы
и правдоподобней внутри зимы?..
Граф. - Нет, это тоже не финал.
к
неприступным ветвям
ластится теплый ветер
Тайша. -
Перегруз "неприступный", "ластится", "теплый"...
Не, я за - верхушки сугробов!.. А что скажет Граф?..
Граф. - Как-то это... симпатично, но "сугробы"
мне больше нравятся.
верхушки
сугробов
опалил теплый ветер
Круг
замкнулся, ренга окончена, но продолжение следует...
к первой строфе
2003 год
Graf Mur, Тайша, Алекс © 2003
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ |