HAIKU-DO
УЛИТКА

Хайкумена on-line

Начало
Мацуо Басё
Классика
Гербарий
Русские напевы
Собрания сочинений
Хайку из-за бугра
Гнездо сороки
Шкатулка
Измышления

Конкурс хайку
Ветка бамбука

Командная Ренга-3
Командная Ренга-4
Фото-хайку

Разное
Друзья-соседи
Ссылки

Архив

Литеросфера

"Ренга с Басё"
(01 - 06 строфы)


1.
"Осень уже пришла!" -
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
(Басё)

Лодочник шепнул:
"На том берегу
Уже бабье лето!"
(Тэнгу)



2.
Рассвет настает.
Голос колокола окутан
пленкой тумана...
(Басё)

Совсем иначе в тумане
Зазвучал колокольчик.
(Graf Mur)



3.
Еще стоят там и тут
Островками колосья несжатые...
Тревожно кричит бекас.
(Басё)

Мимо пастбищ в долину.
Забытыми копнами сена 
Домики там и тут.
(Тайша)



4.
Рушит старуха рис.
А рядом - знак долголетия -
Хризантемы в цвету.
(Басё)

Улыбаясь беззубо
Дерёт кукурузу старик.
(Тэнгу)



5.
У очага
Поет так самозабвенно
Знакомый сверчок!..
(Басё)

Вот и теплый камин -
Для счастья
Только сверчка не хватает.
(Graf Mur)



6.
Этой поросшей травою
Хижине верен остался лишь ты,
Разносчик зимней сурепки.
(Басё)

Помнят дорогу ко мне
Лишь луна да молочник.
(Тайша)


Обсуждения 1- 6 строф

~~~~~~~
1 строфа
~~~~~~~


Варианты начальной строфы представил Тэнгу. Выбирал Graf Mur.

Тайша: В качестве начала мне нравятся особенно первые два.
Graf Mur: В общем-то да, два симпатичных варианта - первый и второй.

1.
Над простором полей -
Ничем к земле не привязан -
Жаворонок звенит.
(Басё)

Лишь к вечеру понял
Что целый день шёл
В тени жаворонка.
(Тэнгу)

Graf Mur: Подходит по времени года, но не сказать что очень оптимистично для начала (тень, она и есть тень, даже от жаворонка).

2.
"Осень уже пришла!" -
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
(Басё)

Лодочник шепнул:
"На том берегу
Уже бабье лето!"
(Тэнгу)


Graf Mur: Вот это мне нравится больше, но как бы осеннее. В общем, я еще подумаю.
Тайша: Мне лодочник тоже нравится как ровное теплое начало! Осеннее, но теплое.

3.
Весь мой век в пути!
Словно вскапывая маленькое поле,
Взад-вперёд брожу.
(Басё)

Дорога кончается небом.
Но сколь ни иду -
Дорога кончается небом.
(Тэнгу)

4.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко…
Осенний вечер.
(Басе)

Два ворона, 
Перекликаясь, с веток 
Глядят на закат. 
(Тэнгу) 

Graf Mur: Я, собственно, вот еще о чем. Предлагаю сделать эту рэнгу чуть сложнее. В качестве двустиший использовать стихи Сантоки. 

Тайша: А вы почему о Сантоке вспомнили?

Graf Mur: Во-первых, я обожаю Сантоку. Во-вторых, а где мы еще столько двустиший одного автора найдем? Да и выбор будет…

Тайша: Вы почувствовали, как непросто делать двустишия, основываясь на трехстишиях Басе? У меня тоже во время моих попыток были подобные ощущения, и кстати, я тоже вспомнила о Сантоке :)
Идея в рэнга основываться не на одном авторе, а нескольких классиках, мне сразу кажется более… перспективной, диалогичной еще и по вектору цитируемых классиков. Басе-Сантока? Пожалуйста, я-то за. "Но вот что скажет" Тэнгу? 

Graf Mur: …и, саму ренгу Басе-Сантока вести тоже осмысленной, а не как набор подходящих под свое настроение вариантов.

Тайша: А вот тут поподробнее бы, Graf Mur - что вы имеете в виду? Как это - осмысленней? По сезонам тоже? Связанные между собой тоже? Но может, у вас есть какие-то еще соображения? Буду рада, если поделитесь.

Graf Mur: Хорошо, ждем мнение Олега по поводу Сантоки, и я выдаю свои варианты второй строфы

Тэнгу: по моему разумению мы не можем взять Сантоку только из-за его двустрочников. Тогда и для Иссы и для Бусона тоже его что ли? Не в этом эксперимент. Все они - эти трое, считали Басё учителем. Но каждый проторил собственную тропу. Вот что можно было бы открыть в портале по образцу командной рэнга только без домов так это рэнга по ним четверым. Басё-Исса-Бусон-Сантока... - это был бы эксперимент, по ходу на брата. Но мне хотелось бы написать по каждому из них отдельную рэнга - для себя, для глубокого проникновения. Если кто-либо из вас согласиться на подобное - вот моя пять. Коллективную в портале - за. Но басё-сантока или бусон-сантока - ребята, если вы оба за - за третьим, я думаю дело не станет. Я когда-нибудь погодя. :)

~~~~~~~~
2 строфа
~~~~~~~~


**
Рассвет настает.
Голос колокола окутан
пленкой тумана…
(Басё)

Совсем иначе в тумане
зазвучал колокольчик
(Graf Mur)


Тайша: Я взяла это. Здесь есть место для додумки - как "иначе"? И хонкадори вышло близкое к хонке, но и другое. Туман мне видится вечерним, колокольчик - дверным, коровьим или на лошадке :)

Тэнгу: Да, несомненно, это лучший вариант.

**
Ночью холодной
Мне лохмотья одолжит оно,
Пугало в поле…
(Басё)

Что бы еще на себя натянуть
в эту промозглость
(Graf Mur)

Тайша: А вот тут интонация, кажись, не басевская, скорее, Иссина или Сантошная :)

Тэнгу: присутствие пугала, жаль, если читать отдельно, не наблюдается и не читается. А то бы даже очень и очень :

**
Старый хуторок -
Непременно у каждого дома
дерево хурмы…
(Басё)

Хуторок. В бурьяне торчит
одинокая слива
(Graf Mur)

Тайша: Это тоже симпатично и просто, но тянет скорее на три строки. А вообще, мне кажется, что Графу к лицу басевая интонация - та же скромная скупая аристократичность, внешняя сдержанность с потаенной глубиной… Нам бы только нащупать то, что искал Он…

Тэнгу: да, первая строка всё же напрашивается та же что и у Басё. И тогда трёхстишие.

~~~~~~~~~~~
3 строфа
~~~~~~~~~~~

**
Туман и осенний дождь.
Но пусть невидима Фудзи,
Как радует глаз она!
(Басё)

Отчий дом
Пусть невидим за поворотом,
Как сердце забилось!
(Тайша)

Тэнгу: Я параллельно держу во внимании и строфы Старца - ТУМАН две подряд.

**
Красное-красное солнце
В пустынной дали… Но леденит
Этот ветер осенний.
(Басё)

Яснеет горизонт.
Все холоднее и дальше
Садится солнце…
(Тайша)

Тэнгу: Поворот в развитии темы здесь не получается. И противофаза первой и
второй-третьей очень холодит :) И Басё здесь мало :) И я бяка :)

**
Еще стоят там и тут
Островками колосья несжатые…
Тревожно кричит бекас.
(Басё)

Мимо пастбищ в долину.
Забытыми копнами сена 
Домики там и тут.
(Тайша)


Тэнгу: Выбрал сразу, легло как прожилки листа в трещинки камня. И этот спуск на землю тоже нравится - своим поворотом - к человеческому, но мило как :) 6 баллов из трёх!

**
Уходит земля из-под ног.
За лёгкий колос хватаюсь…
Разлуки миг наступил.
(Басё)

Улетит паутинка -
В разные стороны упадут
Две голых рябинки
(Тайша)

Тэнгу: Небасё - это слово такое новое. Предлагаю ввести его на время написания рэнга.

Graf Mur: Меня несколько удивляет как попытка ввести термин "небасё", так и слова "вот это по-сантоковски, а это по-буссоновски". Мы вроде бы у Басё ассоциации ищем, а не пытаемся писать "под него". Почему бы тогда и не выразить свои мысли в другой манере? Т.ч. термин ввести, конечно можно, даже сам, наверное, когда-нибудь воспользуюсь, но все же… 

Тайша: Граф, здесь речь идет вовсе не о том, чтобы писать, косить "под Басе". Просто у нас не только каждая строфа хонкадорная. и вся ренга, и суть здесь: не просто взять ассоциации как таковые, но еще и написать в близкой Басе тональности, аромате - думаю, именно это имелось в иду в выражении "небасе". 
Представьте себе, например, что будет, если хотя бы Бару возьмет и напишет на стих Басе в своей обычной шаловливо-сенрюшно-эротичной-открытой манере стих (что было Басе совсем не свойственно)? Я вот представила и содрогнулась :) Просто "басе"- это определенный аромат, дух, манера - аскетичная (как у Вас, кстати), сдержанная, при этом глубокая и тепло-сентиментальная, чуть меланхоличная, но полная радости жизни. И т.п. Но отнюдь не развязная, не сэнрюшная, не ярко-метафорная (Бусон, например, более "сочен", что ли). Ну и т.п.
Олег, ты со мной согласен? Ты это имел в виду, говоря "небасе"?

Тэнгу: Да, где-то это. Когда-то Граф после перечитки Хайкумены в Гостевой сделал вывод о том, что подборка каждого автора очень индивидуальна, т.е. это не поток безличных стихов - за каждым стоит определённый способ восприятия мира. Поэтому просто находить ассоциации будет мало при том что поэзия Басё очень вертикальна - придётся погрузиться в атмосферу, прочувствоваться традиций и где-то потерять себя. Не в том смысле, что стихи станут неузнаваемы - всё равно, даже сейчас, после 6 строф всего ясно видно, кто их писал - Наташа, Саша или ваш покорный слуга. Индивидуальность всё равно остаётся, но на первый план выступает тот самый аромат, о котором велась речь. Да, Бусон сочнее, Исса невиннее и проще - где-то для себя я сравнил их с камнями: синий сапфир - это Басё, гранат - Бусон и изумруд со всеми своими трещинками - Исса. Мы ведь их преломляем через себя - и цвет и игра - это не просто ассоциации :). 

~~~~~~~~~
4 строфа
~~~~~~~~


**
Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.
(Басё)

В такт негромкой беседы
Потрескивают угли.
(Тэнгу)

Graf Mur: Достойно, но достаточно стандартно.

Тайша: "Негромкой беседе" может?.. По падежам что-то. Как-то слишком знакомо - у Тани, что ли, было похожее. И хонкадори не явное. 

Рушит старуха рис.
А рядом - знак долголетия -
Хризантемы в цвету.
(Басё)

Улыбаясь беззубо
Дерёт кукурузу старик.
(Тэнгу)


Graf Mur: Вот это уже куда лучше, украинско-молдавско-японский мотив :-)

Тайша: Славно! Это на первом месте. И само хорошо - беззубый старик и крупинки кукурузы, и улыбка - человечья и початочная :) Класс! И связка с моей строфой хорошая. Хонкадори в этой порции твоих хайку, правда, не очень хонкадорные… Но все же где-то по аромату можно поставить значок хонкадорного равенства между старухой с рисом и стариком с кукурузой. Что и делаю. :)

Белый грибок в лесу.
Какой-то лист незнакомый
К шляпке его прилип.
(Басё)

Убелённая жизнью хозяйка -
Прошусь на ночлег.
(Тэнгу)

Graf Mur: Не совсем понятно - вроде бы о родном доме речь шла и вдруг "прошусь на ночлег"? Нестандартная ситуация :-)

Тайша: Как само по себе - все хорошо. Но - небасе :) И связка хонкадорная вообще… 
А так - на втором месте.

Тэнгу: да, наверное Басё не попросился бы, но связка какова! :

Есть особая прелесть
В этих, бурей измятых,
Сломанных хризантемах.
(Басё)

Захмелели - с хозяином дома
Вытащились во двор…
(Тэнгу)

Graf Mur: В принципе, тоже как-то отчуждено о родном папашке сказано, то ли дом уже давно продали и теперь нелегкая занесла…? Как вы заметили, кроме первого варианта, претензии у меня только к сюжету, по качеству нареканий нет :-)

Тайша: То же самое… И вытащились - ну не басе совсем!

Тэнгу: ну небасё, небасё, скорее два Ли Бо с чарками сакэ .

~~~~~~~~
5 строфа
~~~~~~~~


Graf Mur: Плавно пытаюсь перейти в зиму, что так у классиков было? Не помню… :-)

**
Даже зонтика нет,
а ливень холодный все хлещет.
Эх, вот незадача!
(Басё)

Ливень холодный
в поисках крыши
растеряно закружился
(Graf Mur)

Тэнгу: Тогда учитывая выбранную третью, третья строфа подряд будет вокруг да около.
И если взлетать с этой

Улыбаясь беззубо
Дерёт кукурузу старик.
(Тэнгу)

и отталкиваться от предпредыдущей - получается не очень.

**
Первый зимний дождь.
Обезьянка - и та не против
соломенный плащик надеть…
(Басё)

Дождь захлестал
лошадь в попоне
опущены уши
(Graf Mur)

Тайша: А мне тут не хватает "И" - "и лошадь …". Без этого протяжения между страдающим животным и сострадающим ей и тоже мокнущим не тот смысл и аромат… Просто картинка какого-то дождя, возможно даже сильного, но летнего - у Басе именно "зимний дождь"…

Graf Mur: Нет, "И" тут совершенно зря будет. Фокус в том, как читать. Если "Дождь захлестал/ лошадь в попоне", то это один образ, а если "лошадь в попоне/ опущены уши", то ракурс меняется и дождь не настолько уж и злобный видится. Хоть и "захлестал"… А то что дождь холодный - так ведь на то и попону на лошадь надели - не лето :-) Кстати, схожий двойной смысл и в первом варианте - то ли дождь в поисках крыши закружил, то ли герой трехстишия убежище ищет… Третий и четвертый варианты более просты в этом смысле - просто картинка, "здесь и сейчас".

**
У очага
Поет так самозабвенно
Знакомый сверчок!..
(Басё)

Вот и теплый камин
для счастья
только сверчка не хватает
(Graf Mur)


**
Я еду верхом,
а тень моя рядом плетется -
холодно бедняжке!..
(Басё)

Низкое солнце
дрожит моя тень
от холода или ухабов?..
(Graf Mur)

Тэнгу: Последние три мне нравятся - прежде всего хонкадорностью. Что выбрать - нужно присматриваться. Я бы выбрал сверчка, наверное. Не знаю как в этих трёх отталкивание от третьей, но связь с 4 по состоянию счастья больше в строфе со сверчком. Что ещё надо старику? - то есть новый поворот - любому. И потом - сверчок глубокой осенью - это такое саби! Если брать строфу с солнцем, то тогда луну как в следующей строфе?

~~~~~~~~
6 строфа
~~~~~~~~

**
Слушаю, как градины стучат,
Лишь я один здесь не изменился,
Словно этот старый дуб.
(Басё)

По новой кровле стук градин.
Лишь луна осталась здесь прежней…
(Тайша)

Тэнгу: ЗДЕСЬ во второй строфе нужно найти замену. И тема дома идёт уже четвёртую строфу, нужно что-то нейтральное для поворота.

Тайша: "Здесь" можно просто убрать:

По новой кровле стук градин.
Лишь луна осталась такой же…

А вот что тема дома идет четвертую строфу… ну погляди - домики были в 3, но мы прошли мимо. Потом был старик - на улице. И только в 5 мы пришли, наконец, в дом - можно же хоть одну строфу там посидеть-погреться? :)

**
В тесной хибарке моей
Озарила все четыре угла
Луна, заглянув в окно.
(Басё)

Дверь отворишь к луне…
Тут же выстудится хибарка.
(Тайша)

или

Дверь откроешь к луне -
Вмиг остынет хибарка.
(Тайша)

Тэнгу: Домики там и тут были в 3. Поэтому иду дальше, хотя строфа интересная.

**
Этой поросшей травою
Хижине верен остался лишь ты,
Разносчик зимней сурепки.
(Басё)

Помнят дорогу ко мне
Лишь луна да молочник.
(Тайша)


Тэнгу: Да. Луна и молочник. Хорошее завершение первых 6 строф, с приподниманием над домиками.

**
Дети, кто скорей?
Мы догоним шарики
Ледяной крупы.
(Басё)

Безлунная ночь. Наугад
Подставляем под градинки шапки!
(Тайша)

Тэнгу: Это больше трёхстишие. 

**
Друг мне в подарок прислал
Рису, а я его пригласил
В гости к самой луне
(Басё)

С другом и в своем доме
Я в гостях у луны.
(Тайша)

Тэнгу: Скорее вывод в две строки, нежели строфа рэнга.

Тайша: В седьмой строфе, наверное, уже ранняя зима?

Тэнгу: Посмотрим :)

© Тэнгу, Graf Mur, Тайша

Начало > Русские Напевы > "Ренга с Басё" (1-6 строфы) >>>>>