Из
предварительных обсуждений
Тэнгу:
Здравствуйте, друзья. В почтовой переписке между хайдзинами родилась интересная идея: попробовать, используя метод хонкадори, написать рэнга по классикам хайку-поэзии.
*
"Хонкадори (дословно - "следуя основной песне") - важнейшее понятие в японской поэтической традиции и специальный поэтический прием когда один поэт, используя слово (дори) или слова какого-нибудь другого поэта (хонка - "песня, лежащая в основе", здесь нечто объединяющее в себе "черновик" и "образец"), создает свое, развивающее или в конечном случае даже меняющее его тему, настроение или смысл."
*
При этом за основу можно взять "разбавленные" канонические правила 36-строфной рэнга-касэн, установив кол-во строф на сезон, порядок выборности, а также памятуя о чередовании далёкого-близкого, субъективного-объективного и т.д. Наличие аромата хайку одного из Мастеров в каждой из наших строф - это и будет дополнительным правилом рэнга.
Есть два варианта:
1) мы следуем только правилам своей цепочки, используя строфы древних как лишь как источник вдохновения;
2) мы параллельно "нанизываем" и строфы классиков (т.е. они также должны подчинятся правилам сезонности, луне в 5, 13 и 29, любовной теме в 9-12, 21-13, чередованию качеств, повороту-отталкиванию и т.д.)
Конечно же, параллельной рэнга с чередованием 3-2-3-2 не получится, но такое "усиление" правил может быть весьма забавным.
Первоначально ренга задумывалась по одному из - Басе, Бусону или Иссе, потом появилась идея чередовать трех классиков: Басе-Бусон-Исса, может быть, добавив и Сантоку. Чередовать классиков через Т. Сантоку, однако, не считаю лучшим вариантом лишь оттого, что его творчество изобилует двустишиями. С другой стороны, считаю возможным включение, как предтечу Басё - Сайгё, особенно, когда понадобятся строфы о любви. Можно писать по всем классикам, но мне кажется для начала полезно будет обратиться к троице (Сайгё)-Басё-Бусон-Исса. Не считаю подобную рэнга просто данью Древним, хотя и это несомненно должно присутствовать. Через обращение к их поэзии, через сотворчество с ними, через поиск сегодня, но вместе с ними того, что искали они - стать ближе - к ним, к себе и друг к другу - такова примерная цель :) Приглашаю всех, до начала ренга, откликнуться на это предложение, высказать свои мнения. Или сразу согласиться :)
Несколько цитат и примеров по теме.
Хонкадори выглядит примерно так.
Из трехстишия - три строки:
Делать нечего -
Шляпы нет, так хоть веером
Прикрою макушку.
(Бусон)
Ливень застал у реки -
Зонтиком послужит
Лист лопуха.
(Тэнгу)
**
"Осень уже пришла!" -
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
(Басё)
Лодочник шепнул:
"На том берегу
Уже бабье лето!"
(Тэнгу)
**
Из трехстишия - двустишие:
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
(Басё)
По стёртому посоху
Взбирается луна.
(Тэнгу)
Тэнгу:
Как и полагается, сначала задаю себе три вопроса - ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК мы хотим сделать?
ЧТО? - ренга на троих, в основе (или рядом с основой :)) каждой из строф которой каким-то образом лежит одно хокку Басе.
ЗАЧЕМ? Зачем с Басе - это понятно: старец, патриарх, видевший в хайку не просто словесное развлечение, сделавший для становления хайку очень много… загадочная простая личность, простыми словами создававший эффект вселенского объема… Было бы приятно и полезно с ним побеседовать. :)
А вот почему и зачем ренга? Почему бы просто не сделать на портале тему форума, раздельчик с конкурсом (или без конкурса) по хонкадори?
Нети (один из пропавших участников диалога по теме) - …я задаю главный для метафизики этой рэнга вопрос …Помните же эту фразку (кстати, это не слова Басё, это он цитировал "Учителя с Южной горы" - одного буддийского наставника) насчёт "не следовать (не привязываться) по следам древних, но искать…."?? А теперь ВОПРОС: - А ЧЕГО ЖЕ ИСКАЛИ ОНИ? ЭТИ ДРЕВНИЕ?!!
Предлагается
1. либо высказать свои версии сразу, либо
2. держать этот вопрос в голове и построить рэнгу именно по принципу ответа на этот вопрос!
То есть психологически рэнга вся будет состоять из проекций. Но только не случайных (увидел цветок - подумал о бабочке и т.д.), а подчинённых семантическому полю одного (определённого) вопроса.
КАК? Прежде всего, пишем ренга мы втроем по привычным уже классичным правилам 36-строфной ренга. Строфы связываем тоже по проверенным уже правилам. НО. Каждая наша строфа пусть будет результатом диалога с одним хокку Басе по принципу расширенного хонкадори. То есть не перефразировкой стиха Басе, не пересказ своими словами, а отраженным эхом, развитием или контрапунктом темы, мысли, настроения, аромата, лежащего в основе выбранной строфы Старца!..
Несколько цитаток по теме.
*
Обращение к прошлому, к традиции характерно для японской и вообще дальневосточной литературы и искусства. Это выразилось, в частности, в широком использовании реминисценций. Сложился поэтический прием - хонкадори. Поэт мог заимствовать либо мотив, либо лексику и фразеологию, либо художественный образ у произведения-прототипа (хонка). Например, известный поэт Т.Фудзивара (1161-1241) при создании своей альбы (песня о расставании влюбленных на заре) использовал реминисценцию из песни "Манъёсю":
Фудзивара
Белотканых рукавов
Разлуку
Омыла роса.
И, пронизывая холодом,
Осенний ветер подул
"Манъёсю" - хонка, основная песня
Белотканых рукавов
Разлука
Хотя и тяжела,
В растерянных чувствах
Я отпустила его
В танка вплетались строки из знаменитейших стихотворений. Это не было плагиатом; искушенный читатель сразу узнавал заимствование. Не было это и "скрытой цитатой", старый образ осмыслялся по-новому. Чаще всего постоянные метафоры и "кочующие строки" появлялись в начале танка, как своего рода зачин.
(Из предисловия Соколовой-Делюсиной к тому японской поэзии).
*
Я проглядела типы связок классического хонкадори - там авторы даже просто механически брали слова, выражения из "основы", героя, образ и переиначивали хотя бы слегка. И идею тоже. Иногда одна танка (обычно танка служили основой для этого приема) "делила" свои слова между двух соседних строф, допустим, первой строфе отдавая алые листья и снег, а второй - метелки мисканта и ветер.
Нети - А вот это совершенно не страшно! Как ни странно, самый сильный и глубокий эффект бывает не тогда, когда смысл именно проговаривается, а когда проговариваются Вещи, а смысл угадывается.
Короче говоря, можно вдвоём говорить только о пареной редьке… и при этом объять в речи всю вселенную! Важно КАК и ЧТО…
Хочу еще привести, не могу удержаться, свежий пример случайного хонкадори, которое получилось у ШМ только что в рэнга в портале:
Как разрисована
Сильно разбавленной тушью
Сегодня луна!
Я его сперва восприняла именно как хонкадори хайку Рансэцу:
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах
А тут еще у ШМ такие мотивы замечательные вышли - зарисовка-картина голых веток, нарисованных тушью, как у Рансэцу, НО - "разбавленной тушью"! Пришлось подумать мне, почему разбавленной. - Конечно же, потому что они в инее! Это и есть разбавленная тушь! По-моему, это интересный пример хонкадори, когда "дори" вышла не хуже "хонки" :) (Хонка - основа, дори - то, что получается в результате диалога).
Graf Mur: "…То есть не перефразировкой стиха Басе, не пересказ своими словами, а отраженным эхом, развитием или контрапунктом темы, мысли, настроения, аромата, лежащего в основе выбранной строфы Старца!.."
Так вроде же и ренга ассоциативной названа. Или у слова "ассоциация" есть еще какие-то смыслы типа "копирование", "клонирование" :-)
А что, общей, заранее заданной цепочки трехстиший Басе не будет? Каждый сам для себя ищет?
Тэнгу: Да в общем-то да, на сайте вашем есть подборка, дома книжки у каждого… и не одна, да еще в разных переводах. Зачем сужать список-то? Тем более интересно взаимнообогатиться - есть хорошие, но малоизвестные хайку Басе, есть популярные. Каждый пусть выбирает себе под аромат. А вы думаете, есть какие-то плюсы в том, чтобы по одной и той же подборке? Мне казалось, это только если мы еще в угадайку играли бы - какое хайку взял себе каждый участник :)
© Тэнгу, Graf Mur, Тайша
|